Курс ЦБ:
$64.3455, € 71.0503
Сегодня:
Четверг
17 октября 2019 г.

Новости

07.08 По миру "плодятся" фальшивые продавцы Apple

06.08 Американский король спама сдался агентам ФБР

05.08 В Вологодской области будут судить чиновника по делу о томографах

05.08 Полицейские Невского района подвели итоги борьбы с незаконной игровой деятельностью

04.08 Следователи рассказали жуткие подробности убийства тульской семьи

04.08 Прокурор Тульской области: Предполагаемый убийца тульской семьи - интеллигентный молодой человек

04.08 В квартире убитой семьи в Туле проведут следственный эксперимент

02.08 По-глобальному, Петербургу не хватает "человекообразия"

02.08 На дне Балтийского моря нашли НЛО - выглядит почти в точности как космический корабль из "Звездных войн" (фото, видео)

02.08 Смерть огня

02.08 Всевидящее око на дороге

02.08 Алексей Смирнов: «Группа “Кафе” всегда была коллективом, близким к панку»

01.08 Компьютерные игры, с элементами насилия, изъяли с прилавков норвежских магазинов

01.08 Жители округа "Петровский" сожалеют, что так и не увидели газету с объявлением о выборах Матвиенко

29.07 Смерть огня


Рекламный блок:

Новости

Сокровища поднимут из вод Балтики
21 ноября 2008 г.

Сокровища легендарного судна «Фрау Мария» будут подняты со дна Балтийского моря. Бесценный груз - картины и скульптуры, дар Екатерины Второй, который императрица заказала в Голландии для Эрмитажа. На сокровища, стоимость которых превышает сотни миллионов долларов, претендуют сразу три государства - Россия, Финляндия и Швеция. За картины заплатили из русской казны, судно было голландским, а затонуло оно у берегов Финляндии.

Новость о готовящемся в 2010 году подъеме затонувшей в октябре 1771 года у финских берегов голландской торговой шхуны «Фрау Мария» в некотором смысле вызвала в России ажиотаж, как будто этих сокровищ как раз не хватало для преодоления экономического кризиса. В Финляндии по этому поводу ничего не говорят, кроме подтверждения факта проходивших в Москве совещаний экспертов. Об этой, и других историях, связанных с затонувшими судами, рассказывает корреспондент «Фонтанки.ру» в Финляндии.

Вокруг «Фрау Марии» уже столько спекуляций, что нужно сначала обнародовать факты - прежде, чем обсуждать версии. Итак, что же известно доподлинно?

12 августа 1771 года из Амстердама в Петербург вышел голландский кофф — купеческое судно с грузом уникальных произведений искусства, приобретенных у наследников известного голландского мецената Геррита Браамкампа, скончавшегося весной того же года.

О продаже коллекции узнала Екатерина Великая, которая и поручила послу России в Голландии Дмитрию Голицыну приобрести лучшее. Покупка Екатерины оценивается в сумму от 60 до 80 тысяч рублей серебром. То, что не взяла императрица, купили на аукционе доверенные лица графа Панина, князя Голицына, графа Разумовского...

Вот все эти ценности и были погружены на судно «Фрау Мария». Картины, в том числе полотна Рембрандта, были свернуты и запаяны в свинцовые тубы, которые укладывались в ящики и заливались воском. Кроме картин купец вез в Петербург драгоценный фарфор, изделия из серебра и бронзы и бочонки с золотыми монетами.

Достоверно известно, что «Фрау Мария» 3 октября 1771 года налетела на скалы в шхерах неподалеку от города, который сейчас по-фински называется Турку. Судно пытались спасти четыре дня, но 7 октября оно, набрав полные трюмы воды, ушло на морское дно, где и лежит поныне на глубине около 40 метров.

Некоторые важные моменты

В прессе царит путаница, в каких же водах затонула «Фрау Мария»? Ответ однозначный — она затонула в шведских водах, неподалеку от города Обо (по-фински - Турку). Тогда вся Финляндия была под властью шведской короны.

Именно поэтому, согласно действовавшему в те годы шведскому закону, все, что было спасено в ходе кораблекрушения, подлежало продаже с аукциона. 25% от вырученной суммы получали спасатели, все остальное — шведская казна.

К слову сказать, спасательные операции в то время в Швеции были организованы по-особому — мало того, иногда «спасатели» сами инициировали кораблекрушения, разжигая ложные сигнальные огни на берегу.

В случае с «Фрау Марией» начался серьезный скандал — канцлер Никита Панин, узнав о гибели «Марии», написал губернатору Обо Кристоферу Раппе изысканное письмо с просьбой тут же начать подъем ценностей с судна — у шведов была отработанная методика подводных работ, возможно, лучшая в Европе.

Губернатор отказал, ссылаясь на шведские законы, но запросил государя. Россияне были готовы еще раз заплатить за свое добро, но шведский король Густав III распорядился все спасенное отдать российской стороне. В том числе и то, что будет спасено в ходе спасательных работ, которые нужно было оплачивать отдельно.

Однако вскоре стало ясно, что «Фрау Мария» просто исчезла, куда-то уплыла. Смета поиска затонувшего судна росла как снежный ком. Шла речь о фрахте десятков поисковых судов. Но это были просто бешеные деньги. И императрица решила не умножать расходов, финансируя столь сомнительное предприятие.

Спустя десятилетия, в 1809 году Финляндия на правах Великого Княжества вошла в Российскую Империю. Но не в Россию — которая тогда юридически называлась «Московским Царством». Александр Первый, внук Екатерины Великой принял к титулу «Царь Московский» и титул «Великий Князь Финляндский». Финляндия получила свое самоуправление, таможенные законы и прочие атрибуты автономии. Включая и право распоряжаться всем, что расположено на ее суверенной территории.

Что-то нашлось...

В 1953 году финские рыбаки близ города Котка зацепились сетями за какой-то предмет на морском дне. На картах в этом месте ничего не было указано. Спустившиеся водолазы увидели стоящий на дне на ровном киле парусник в прекрасном состоянии. За мачты как раз и зацепились рыбаки своими сетями.

Таких затонувших кораблей в финских водах много, но в 1956 году в Стокгольме подняли старинный фрегат «Васа», и в Швеции началась настоящая подводная лихорадка. И вот несколько шведских аквалангистов осмотрели затонувший объект у острова Борсте. В 1961 году там были найдены 34 замечательных золотых табакерки и золотые ювелирные полуфабрикаты. За раскрытие исторической тайны взялся финский историк Кристиан Альстрем.

Потребовалось много сил, чтобы узнать, что судно, везшее драгоценности в Петербург, называлось «Святой Михаил», и затонуло оно в 1747 году. До сих пор лежит на дне, и его трюмы далеко не опустели. Но это тема отдельного рассказа.

Мы упомянули о нем, потому что именно при архивных поисках «по делу Святого Михаила» Альстрем и нашел упоминания о «Фрау Марии». И вот, в 1999 году группа финских аквалангистов во главе с Райно Койвусаари нашла на морском дне «Фрау Марию», используя современные сонары, карты течений и компьютерное моделирование. Они не залезали в трюмы корабля, а обратились с заявлением о находке к властям, и потребовали компенсации за поисковые работы.

Однако многочисленные судебные прения ни к чему не привели — с точки зрения финского закона о культурном наследии, финскому государству принадлежит все, что пролежало в его территориальных водах более 100 лет. Правда, не все разделяли такую позицию, и в Финляндии, например, профессор морского права Питер Веттерстейн полагал, что корабль, шедший из Голландии в Россию, и лишь по воле волн затонувший у финских берегов, не имеет никакого отношения к культурному наследию Финляндии.

Так бы и шла тихая борьба в финских судах, если бы водолазы не начали общаться с прессой, пытаясь найти правду. Этой историей заинтересовался в 2000 году ведущий журналист финского журнала «Новые рубежи» Алексей Смирнов, который не только организовал информационную кампанию в России, достучавшись до Думы, но и издал в Стокгольме, где постоянно работает, книгу на русском и шведском языках о последнем плавании «Фрау Марии».

Позиции сторон

Финское государство ссылается на собственное законодательство, доказывая, что судно является достоянием Финляндии, и ей решать, что с ним делать. Зона, где лежит «Мария», запрещена для стоянки судов, там постоянно действует морская полиция.

Поднимать же «Фрау Марию» финнам не с руки — тогда встанет вопрос, куда, кому отойдут ценности с судна. Может так статься, что их придется отдать России, но тогда кто компенсирует расходы на подъем? Торговать же ими — тоже не с руки...

Существует частный проект, в котором задействованы Шелль Эдваль, известный шведский бизнесмен и профессиональный менеджер по подъему затонувших кораблей. С российской стороны проект частного подъема поддерживает крупный российский предприниматель Михаил Слипенчук, который уже спонсировал строительство памятника крейсеру «Варяг» в Шотландии.

Российская сторона предлагает работу по извлечению корабля со дна морского провести на паритетных началах. Частный консорциум поднимет корабль, сделает из него экспозицию — своеобразный плавмузей для перемещения по портам Балтики. А Россия предлагает Финляндии два военных корабля, затонувших неподалеку от Петербурга, с ценностями, представляющими интерес для финской национальной истории — взамен ценностям на «Фрау Марии».

Пока что идет исследование корпуса корабля — в любом случае этим надо заниматься. Россияне считают, что нужно поднимать шхуну как можно скорее — пока до нее не добрались «черные водолазы». Официальное представительство Финляндии не пришло к какому-либо решению, и пока ведет консультации с российскими коллегами.

Ну, а по мнению финских ученых, в частности, научного сотрудника Института морских исследований Финляндии Юхи Флинкмана, который совершил множество погружений к Wrouw Maria, груз этого судна принадлежит России. В интервью журналу «Новые рубежи» осенью 2007 года он согласился с тем, что российская идея сделать из голландского судна музей — прекрасное решение проблемы. А груз должен отправиться туда, куда он и шел — в Петербург, в Эрмитаж.


PS*

Пока ломаются копья вокруг Wrouw Maria, в стороне остается вопрос о подъеме груза «Святого Михаила». Это было российское судно, ходившее под военным флагом, и тут у России есть все шансы получить свои ценности. А вообще-то Финский залив и Архипелаг усыпаны затонувшими кораблями не в меньшей степени, чем дно Карибского моря. А значит, новости о сокровищах затонувших кораблей будут появляться на информационных лентах вновь и вновь.
 
В Контакте
0
   

» к списку


 

Читайте также


© www.jetway.ru 2003-2008. При использовании материалов гиперссылка на www.jetway.ru обязательна. E-mail: info/Ф/kotlin.ru, Карта сайта