Курс ЦБ:
$63.1295, € 71.349
Сегодня:
Понедельник
24 июня 2019 г.

Новости

07.08 По миру "плодятся" фальшивые продавцы Apple

06.08 Американский король спама сдался агентам ФБР

05.08 В Вологодской области будут судить чиновника по делу о томографах

05.08 Полицейские Невского района подвели итоги борьбы с незаконной игровой деятельностью

04.08 Следователи рассказали жуткие подробности убийства тульской семьи

04.08 Прокурор Тульской области: Предполагаемый убийца тульской семьи - интеллигентный молодой человек

04.08 В квартире убитой семьи в Туле проведут следственный эксперимент

02.08 По-глобальному, Петербургу не хватает "человекообразия"

02.08 На дне Балтийского моря нашли НЛО - выглядит почти в точности как космический корабль из "Звездных войн" (фото, видео)

02.08 Смерть огня

02.08 Всевидящее око на дороге

02.08 Алексей Смирнов: «Группа “Кафе” всегда была коллективом, близким к панку»

01.08 Компьютерные игры, с элементами насилия, изъяли с прилавков норвежских магазинов

01.08 Жители округа "Петровский" сожалеют, что так и не увидели газету с объявлением о выборах Матвиенко

29.07 Смерть огня


Рекламный блок:

Новости

"Раскрась Штирлица" и другие праздничные телеигры
10 мая 2009 г.

Российское телевидение отметило День Победы. После продолжительной «засухи» в эфире на зрителя обрушился настоящий водопад телевизионных премьер. Обозреватель «Фонтанки» внимательно ознакомился с праздничным телеменю и в очередной раз убедился в том, что количество не означает качество.

По традиции ведущие телеканалы начали празднование еще за несколько недель до 9 мая. Так, уже в конце апреля «Первый канал» представил зрителю новый военный сериал «Застава Жилина». Положенную в основу его сценария историю студента-первокурсника, попадающего в погранвойска перед самым началом гитлеровского нашествия, конечно, сложно назвать оригинальной. Вспомним хотя бы хрестоматийную повесть Бориса Васильева «В списках не значился» или китчевую экшн-драму «В июне 41-го» с Безруковым в главной роли.

Впрочем, формат телесериала о Великой Отечественной в известной мере консервативен. Базовых сюжетных схем здесь не так уж много. Можно, допустим, в очередной раз рассказать зрителю о происках "кровавго НКВД", насиловавшего советский народ похлеще фашистов. Можно поведать историю о любви неземной, побеждающей и войну, и смерть. Можно, наконец, снять нечто бездушно-отвлеченное, лишенное обличительного звучания и более всего напоминающее гипердинамичную компьютерную игру.

Авторы «Заставы Жилина» пошли по второму пути. Ни провалом, ни большой творческой победой плод их усилий назвать нельзя. Команда крепких профессионалов (режиссер «Заставы» - Василий Пичул, создатель «Маленькой Веры», оператор – Вадим Алисов, известный по картинам «Жестокий романс», «Вокзал для двоих»), выдала предсказуемо качественный продукт - вполне пригодный для просмотра, но не оставляющий никакого следа в зрительской душе. Если только, конечно, этим самым «следом в душе» не является такой вот отзыв: «Чудесный фильм… Жилин такой душка! А политрук и особист такие гадкие! И Лизу жалко. Я всю ночь проплакала. А немцы в фильме некрасивые и дураки. Поэтому и проиграли. Только стрижка у героини не очень понравилась…» (найдено на форуме с обсуждением сериала).

Возможно, создателям «Заставы» не стоило брать на главные роли восходящих звезд нового российского кинематографа Александра Лымарева и Ивана Стебунова. Актеры они, конечно, недурные, но только вот незадача – уже «засвеченные» в амплуа молодого и необстрелянного бойца (Лымарев – в сериале «Солдаты», Стебунов – в «Курсантах»). А наблюдать за тем, как перспективные и талантливые артисты повторяют судьбу Александра Балуева, переигравшего в кино и «мыле» военных всех родов войск, званий и эпох и, фактически, растерявшего свой дар на этом конвейере, как-то не очень весело.
Канал «НТВ» ответил конкуренту драматическим сериалом «Катя». Сюжет здесь также лишен каких-либо изысков: обычная девчушка из провинциального городка теряет в 41-м родных и близких, становится медсестрой и проходит через все мыслимые лишения военного времени. Подбор исполнителей главных ролей опять-таки неоригинален: авторы сериала взяли и сняли в одном проекте всех главных звезд современного российского кинематографа – от Елены Яковлевой и Бориса Щербакова до Ингеборги Дапкунайте, Алены Бабенко и Дмитрия Нагиева. Как ни странно, но при этом создателям сериала удалось заложить в него нечто такое, что решительно отличает «Катю» от десятков других телепроектов на тему Великой Отечественной. Возможно, дело в специфическом обаянии молодой актрисы Екатерины Шпица (она сыграла главную героиню Катю Новикову), чей типаж довольно гармонично вписывается в изображаемую эпоху 40-ых годов. А может быть, причина кроется в сдержанности и целомудрии нового сериала. Качества эти, скажем прямо, нетипичны для современного телевидения, уж тем более – для нынешнего «НТВ».

Однако главная премьера в предпраздничные майские дни состоялась не на «Первом» или «НТВ», а на канале «Россия», проведшем бравурную презентацию цветной версии «Семнадцати мгновений весны». Кажется, ни один новый теле- или кинопроект не вызвал столько шума и споров, сколько «раскрашенная» эпопея о Штирлице. Тут отдыхают даже «Дозоры» и продолжение «Иронии судьбы». Уже после показа первой серии российская блогосфера запестрела сотнями записей, в которых доморощенные эксперты принялись по кадру разбирать новую версию легендарного сериала. Причем любая выкинутая фраза или сокращенная сцена воспринималась зрителями не иначе, как личное оскорбление и плевок в душу. Народный гнев нашел отражение даже в новых анекдотах о Штирлице. Их начали слагать в сети безымянные острословы: «Мюллер: «Штирлиц, а почему Вы так покраснели при словах "советский шпион"?». «Чертов телеканал "Россия"!» — подумал Штирлиц».

Своеобразный пиар старому-новому сериалу сделали коммунисты Петербурга, вознамерившиеся подать в суд на создателей цветной версии «Семнадцати мгновений». В специальном заявлении КПЛО расцвечивание телефильма именуется «позорным и варварским раскрашиванием», а произведенные при создании нового варианта эпопеи сокращения расцениваются не иначе, как «идеологическая диверсия». Примечательно, что за всей этой шумихой мало кто заметил одну очевиднейшую вещь: выпуск на телеэкран обновленных «Семнадцати мгновений весны» стал для телеканала «Россия» лишь частью пиар-кампании нового сериала «Исаев», премьера которого ожидается осенью. Этот проект режиссера Сергея Урсуляка, призванный, судя по всему, повторить фантастический успех «Ликвидации», расскажет нам о героической молодости Максима Максимовича Исаева. Будущего штандартенфюрера СС сыграет Даниил Страхов. Скажем прямо - артисту можно только посочувствовать, ибо буря негодования и нападки со стороны ортодоксальных поклонников «настоящего», тихоновского Исаева-Штирлица гарантированы.

Сам День Победы телеканалы отмечали по заранее известной схеме: c утра – проверенные временем советские ленты о войне («Они сражались за родину», «Сыновья уходят в бой», «Небесный тихоход»), вечером – парад премьер, каждая из которых анонсировалась не иначе, как «главное событие дня». На деле же выяснилось, что за время кризиса деятели телевизионной индустрии зрелищ просто-напросто разучились снимать адекватные и «смотрибельные» фильмы. Возьмем, к примеру, показанную «Первым каналом» военную драму «Исчезнувшие». Хоть убейте, лично я затрудняюсь ответить на вопрос, зачем была поставлена эта неимоверно затянутая картина о группе партизан, уходящей от немецкого преследования и петляющей по болотам-лесам на протяжении трех томительных часов экранного времени. Затем, чтобы в очередной раз показать фашистов толстопузыми идиотами, непрерывно горланящими веселые песни? Чтобы рассказать о неизвестных и обделенных орденами героях войны, сгинувших у незнакомого поселка? Ответ, вероятно, более прозаичен – дабы просто снять кино «по случаю». Так сказать, поставить галочку…

Правда, на фоне приключенческого фильма «Приказано уничтожить: Операция "Китайская шкатулка"», показанного вечером праздничного дня по «России», те же «Исчезнувшие» выглядели настоящим шедевром. Одного раскрашенного Штирлица продюсерам государственного телеканала показалось мало. Поэтому на зрительский мозг была обрушена история о советском солдате-дезертире, попадающем в немецкую диверсионную школу и получающем задание убить Иосифа Сталина. Оставим в стороне очевидную сюжетную схожесть ленты с сериалом «Апостол», показанным главным конкурентом «России», «Первым каналом», весной прошлого года. Но вот на карикатурность нового фильма закрыть глаза вряд ли получится. Чего стоит упырь-истерик Гитлер, сыгранный актером Золотухиным так, словно Валерий Сергеевич попал на съемочную площадку очередного «Дозора», где ему досталась почетная роль вампира. Пожалуй, даже безымянный артист из шоу трэш-группы «Коррозия металла», в свое время изображавший фюрера на концертах коллектива, был в данном образе более убедителен и сдержан.

Не лучше обстоят дела с образом Сталина. Отца народов в новом фильме сыграл Геннадий Хазанов. Ранее Геннадий Викторович уже изображал Сталина - на сцене, поздравляя от имени вождя различных именитых юбиляров. Так, несколько лет назад известный артист надел парадный мундир генералиссимуса и взял в руки трубку по случаю юбилея Юрия Лужкова. Но экран и сцена это, простите за «оригинальность», два разных измерения. Уже первый крупный план с лицом Сталина-Хазанова вызывает один смех: эти хитрые и озорные глаза могли принадлежать кому угодно – попугаю Кеше, автору монолога про «одобрямс», герою глянцевых ситкомов, наконец – но только не Иосифу Виссарионовичу.
Еще, разумеется, были в телеэфире праздничные песни и пляски – большей частью официозные, гранитно-бездушные. А порой – откровенно чудовищные. Когда разукрашенная барышня из поп-группы «Город 312» затянула «У незнакомого поселка, на безымянной высоте» - с теми же интонациями и ужимками, с какими она до этого выдавала  хиты для мобильников – честное слово, захотелось, чтобы на нашем ТВ была введена цензура.

Завершился праздничный эфир старыми советскими лентами. «Россия» показала «Батальоны просят огня», «Пятый канал» - «Мертвый сезон», а «Первый» - «В бой идут одни «старики». Причем всенародно любимую ленту Леонида Быкова - как и эпопею про Штирлица - впервые показали в цвете. Как уверяют нас авторы колоризации и реставрации ленты, ни одного слова и кадра из картины не пропало.


Сергей Ильченко-мл.
 


 
В Контакте
0
   

» к списку


 

Читайте также


© www.jetway.ru 2003-2008. При использовании материалов гиперссылка на www.jetway.ru обязательна. E-mail: info/Ф/kotlin.ru, Карта сайта