Курс ЦБ:
$61.9515, € 68.6856
Сегодня:
Воскресенье
05 декабря 2021 г.

Новости

07.08 По миру "плодятся" фальшивые продавцы Apple

06.08 Американский король спама сдался агентам ФБР

05.08 В Вологодской области будут судить чиновника по делу о томографах

05.08 Полицейские Невского района подвели итоги борьбы с незаконной игровой деятельностью

04.08 Следователи рассказали жуткие подробности убийства тульской семьи

04.08 Прокурор Тульской области: Предполагаемый убийца тульской семьи - интеллигентный молодой человек

04.08 В квартире убитой семьи в Туле проведут следственный эксперимент

02.08 По-глобальному, Петербургу не хватает "человекообразия"

02.08 На дне Балтийского моря нашли НЛО - выглядит почти в точности как космический корабль из "Звездных войн" (фото, видео)

02.08 Смерть огня

02.08 Всевидящее око на дороге

02.08 Алексей Смирнов: «Группа “Кафе” всегда была коллективом, близким к панку»

01.08 Компьютерные игры, с элементами насилия, изъяли с прилавков норвежских магазинов

01.08 Жители округа "Петровский" сожалеют, что так и не увидели газету с объявлением о выборах Матвиенко

29.07 Смерть огня


Рекламный блок:

Новости

Есть такая профессия - телевизор смотреть
24 февраля 2009 г.

Людям, страдающим нервными расстройствами, категорически не рекомендуется подходить к телевизору 23 февраля. Какой канал ни включи, непременно услышишь разрывы бомб, автоматный треск и крики раненных. Впрочем, к такой ежегодно проводимой телевизионной мобилизации зритель уже привык. Ведь патриотизм прочно вошел в число наиболее востребованных политических брендов современного российского ТВ.

В День защитника Отечества телевизионное меню, предлагаемое главными каналами, предсказуемо как никогда. Уже заранее знаешь, что 23-го числа непременно покажут «Офицеров» и комедии про Ивана Бровкина. Сюда же добавляются традиционный праздничный концерт (список участников читатель в состоянии вписать самостоятельно), а также «мыльный» набор современной патриотической сериальной продукции. Одним словом, консервативнее в плане выстраивания сетки вещания только 31-го декабря.

И все же в этом году празднование Дня защитника Отечества не могло не стать особенным. Еще бы: после маленькой победоносной операции по принуждению к миру, случившейся в августе, военная тематика на телеэкране приобрела исключительное значение. Теперь не то что каждый запуск ракеты, показываемый в телеэфире, - каждый новый сериал о людях в форме выглядит кузькиной матерью, адресованной всем недругам России. Вот и кадры с артиллеристским салютом в честь 23 февраля смотрелись во вчерашних теленовостях как-то особенно торжественно и грозно. Казалось – отмечается не праздник настоящих мужчин, а победа над очередным вероломным агрессором, науськиваемым ястребами Пентагона.
 
Первые телевизионные залпы в День защитника Отечества раздались ранним утром, когда получившие заветный выходной трудящиеся мирно спали. Телевидение начало свою психическо-патриотическую атаку, что называется, без объявления. Уже в 7 часов утра канал «Россия» показал «Солдата Ивана Бровкина». Некоторое время спустя «Первый» ответил - вы не поверите - фильмом «Офицеры». В общем, начало праздничного вещания получилось, мягко говоря, неоригинальным.
Никаких неожиданных ходов не принес и дневной телеэфир. «Россия» добрых четыре часа вещания посвятила сериалу «На безымянной высоте». Эту историю о противостоянии советского снайпера с немецким зритель за последние несколько лет мог изучить досконально – благо, что без нее нынче не обходится ни один День Победы. Был свой «мыльный» марафон и на «Первом»: здесь те же четыре часа подряд зрителя потчевали патриотическим сериалом «Грозовые ворота» (стерильный в своей идеологической корректности продукт на тему войны на Кавказе). Правда, до этого зритель увидел на «Первом» праздничный концерт ко Дню защитника Отечества. Среди его участников были – ни за что не догадаетесь – Иосиф Кобзон, Александр Буйнов, Тамара Гвердцетели. К слову, взглянуть на это действо стоило - хотя бы для того, чтобы посмотреть на сидящий в первых рядах высший генералитет, выглядевший более грозно и убедительно, чем боевая техника на параде 9 мая.

Не отставало от «России» и «Первого» в этой патриотической гонке и «НТВ». Канал показал новый остросюжетный сериал «Афганский призрак». Естественно, даже в праздничный день «НТВ», специализирующееся на трэшевой криминальной продукции в стиле «Кровотечение кровавой крови» (как назвали это в пародийной передаче «Большая разница»), не могло изменить своей программной политике. Вот и «Афганский призрак» оказался, по большому счету, всего лишь военной вариацией на тему извечных «ментовских войн»: героин, киллеры, бандиты. История про пропавшего в Афгане офицера, тайну исчезновения которого пытается узнать его сын-курсант, - как фон для демонстрации криминальных разборок.

Кинопоказ 23 февраля – отдельная история. Только в этот день демонстрируются все самые красочные и одиозные продукты новейшей отечественной киноиндустрии. Скажем, «НТВ» «бабахнуло» эпической картиной В. Хотиненко «1612» (возможно, читатель помнит, что об этом фильме «Фонтанка» подробно писала в обзоре, посвященному Дню народного единства). Полусказочная история о том, как подлых ляхов гнали из Москвы русские богатыри – это еще полбеды. Настоящий праздник начался в 18 часов на канале «Россия»: здесь показывали историческую драму «Господа офицеры. Спасти императора». Одно ее название – это уже, как говорится, сказочная красота. Впрочем, дабы не выглядеть предвзятым, ограничусь констатацией фактов.

Итак, в основе сюжета фильма – выдуманная история о том, как летом 1918-го года группа белогвардейских офицеров решает освободить из большевистского плена императора Николая II. Режиссер картины – Олег Фомин (среди последних работ – «День выборов» и «Самый лучший фильм-2»). В ролях – Олег Фомин и Марат Башаров (играющий этакого лихого гусара, даже в бою не расстающегося с гитарой) На этом, пожалуй, и остановимся. С другой стороны, фильм, как ни странно, выглядит не патриотическим лубком, а недурно сделанным боевиком, «истерном» в духе «Неуловимых мстителей» и картины «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Не смогло проигнорировать вчера военную тематику даже глянцевое «СТС», показавшее «9 роту». Любопытно, что Михаила Пореченкова, сыгравшего в этом фильме «дикого прапора» по фамилии Дыгало, можно было параллельно увидеть на «Первом канале» (в сериале «Грозовые ворота») и на «НТВ» (в образе князя Пожарского). Странно еще, что при этом с канала на канал не кочевал Александр Балуев - актер, переигравший за последние лет восемь военных всех званий, родов войск и эпох.

Главной премьерой дня, вне всякого сомнения, стал документальный фильм Алексея Пивоварова «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова», показанный вечером на «НТВ» и посвященный одному из самых страшных эпизодов Великой Отечественной войны, о котором предпочитали не вспоминать как прославленные маршалы в своих мемуарах, так и вся официальная историография. Скептики уже заранее поспешили обвинить создателей этой работы в конъюнктурности и стремлении явить очередную типично энтэвэшную сенсацию. Например, небезызвестный Дмитрий Пучков (он же - Гоблин) опубликовал накануне на своем сайте материал историка Бориса Юлина. Из него следовало, что никакого замалчивания событий Ржевской битвы советской исторической наукой не было. Выходили, мол, в 70-80-х огромными тиражами специальные многотомные издания, в которых подробно описывались все бои под Ржевом. Авторам фильма также инкриминировалось вольное обращение с фактами: дескать, Пивоваров и Ко взяли да и объединили под вывеской «Ржевская битва» четыре отдельные наступательные операции, проводившиеся со значительными перерывами на Ржевско-Сычёвском направлении с января 42-го по март 43-го.

Думаю, замечания историков в данном случае неуместны. Документальный фильм, демонстрируемый в прайм-тайм выходного дня на «НТВ», в последнюю очередь адресуется специалистам. Конечно, все те, кто серьезно увлекается изучением военных наук и истории, ничего нового из работы Пивоварова извлечь не могли. А вот массовому зрителю, мозг которого на протяжении всех последних лет разъедает сериально-киношная ура-патриотическая чушь, посмотреть этот фильм стоило. Затем, например, чтобы узнать о судьбе генерала М. Г. Ефремова, отказавшегося в апреле 42-го бросить окруженную 33-ю армию и сесть в присланный за ним самолет. Чтобы услышать рассказы участников боев под Ржевом, вспоминавших, как голодным советским солдатам приходилось распиливать замерзшие конские трупы. Чтобы просто взглянуть в глаза людей, прошедших через эту мясорубку, в которой, согласно современным сведениям, погибло 900 тысяч бойцов. А там кто знает – даже самые рьяные патриоты, может быть, посмотрят на Великую Отечественную по-новому. Задумаются, скажем, о том, почему писатель-фронтовик Виктор Астафьев называл Георгия Жукова не «великим русским полководцем», а «человеческим браконьером».

К тому же, особых интеллектуальных усилий просмотр фильма о Ржевской битве не требовал. Пивоваров – один из лучших учеников Леонида Парфенова – сделал предельно зрелищный продукт. С компьютерной графикой, добротными заставками и художественной реконструкцией событий. Коронный парфеновский трюк с верчением в руках всевозможных предметов авторы проекта также не забыли. Солдатские вещмешки, винтовки, журналы боевых действий – все это побывало в руках Алексея Пивоварова и его коллеги Константина Гольденцвайга.

Фильмом о Ржевской битве, немного скрасившим довольно унылый телевизионный день, завершилось праздничное вещание. Церемония вручения «Оскаров», показанная затем по «Первому», стала своеобразным «Вольно, разойдись!». Следующее всеобщее построение – 9 мая.

Сергей Ильченко-мл.,

"Фонтанка.ру"


 


 
В Контакте
0
   

» к списку


 

Читайте также


© www.jetway.ru 2003-2008. При использовании материалов гиперссылка на www.jetway.ru обязательна. E-mail: info/Ф/kotlin.ru, Карта сайта