Новости
07.08 По миру "плодятся" фальшивые продавцы Apple
06.08 Американский король спама сдался агентам ФБР
05.08 В Вологодской области будут судить чиновника по делу о томографах
05.08 Полицейские Невского района подвели итоги борьбы с незаконной игровой деятельностью
04.08 Следователи рассказали жуткие подробности убийства тульской семьи
04.08 Прокурор Тульской области: Предполагаемый убийца тульской семьи - интеллигентный молодой человек
04.08 В квартире убитой семьи в Туле проведут следственный эксперимент
02.08 По-глобальному, Петербургу не хватает "человекообразия"
02.08 Смерть огня
02.08 Всевидящее око на дороге
02.08 Алексей Смирнов: «Группа “Кафе” всегда была коллективом, близким к панку»
01.08 Компьютерные игры, с элементами насилия, изъяли с прилавков норвежских магазинов
01.08 Жители округа "Петровский" сожалеют, что так и не увидели газету с объявлением о выборах Матвиенко
29.07 Смерть огня
Рекламный блок:
Новости
Русская рулетка для французского лаинера
11 июня 2009 г.
Русская рулетка для французского лаинера10/06/2009
Загадка пропавшего аэробуса A330, который так и не долетел из Рио-де-Жанейро в Париж, не дает покоя не только официальным службам, но и петербургским летчикам. Даже опытные пилоты гражданской авиации не могут до конца понять, что же на самом деле случилось в небе с новым современным лайнером. Эта катастрофа стала для летчиков еще одним поводом задуматься над надежностью отечественных самолетов.
Старенький Ту надежнее А330?
Все началось с того, что самолет авиакомпании Air France еще 1 июня около десяти утра по московскому времени пропал с экранов радаров. На борту самолета находились 12 членов экипажа и 216 пассажиров. По предварительным данным, двое из них — граждане России. В момент исчезновения аэробус A330 находился над Атлантическим океаном. Официальные службы рассматривают сразу несколько версий случившегося — попадание в самолет молнии, разгерметизация и даже взрыв.
— Самолет — сложная инженерная конструкция. Поэтому здесь все зависит от места попадания молнии. Есть грозоотводы. Но они не панацея. Скажем, шаровая молния вполне может пробить обшивку самолета, — говорит летчик гражданской авиации Андрей Барышев. — Если речь идет о конкретной модели А330-200, то это великолепная с точки зрения аэродинамики и механики машина. Возможно, она излишне компьютеризированная, но катастроф с ее участием никогда не было. Все жизненно важные системы самолета неоднократно продублированы. С другой стороны, непонятно, как удар молнии скажется на электронике этой машины... Любой всплеск электромагнитных волн может вывести из строя всю систему. Абсолютная компьютеризация — эта недостаток новых систем управления самолетом.
А вот далеко не самые новые самолеты Ту и Ил, оказывается, в схватке со стихией более надежны, чем компьютеризированный аэробус А330.
— На мой взгляд, самые надежные российские самолеты — это Ту-154, Ту-134, Ил-62, Ил-86. Эти машины способны продолжать работу даже в случае отказа электроники. А значит, они меньше зависят в том числе и от погодных условий. Кроме того, у этих самолетов многоуровневая система дублирования всех узлов. В разработке некоторых из них принимали участие военные, а у них очень жесткие требования, — рассказывает летчик гражданской авиации Сергей Деменков.
Защищать отечественные самолеты не устает и Андрей Барышев:
— Это психология. Иномарки, что машины, что самолеты, для пассажира приятнее. Но на днях я летел на простом Ту-134. Несмотря на возраст самолета, у меня осталось очень хорошее впечатление. Чистенькая машина, молодой экипаж, все улыбаются. И вообще, самолет — не девушка. При надлежащем уходе двадцать лет для него — совсем немного. Тем более это касается разбившегося А330. А ведь ему не было еще и пяти лет…
Проткнуть грозу насквозь
Впрочем, никакой пилот не будет ручаться за судьбу нашего Ту-134, если бы он попал в грозовой фронт с сильнейшей турбулентностью. А именно в таких условиях пришлось лететь 58-летнему капитану аэробуса А330.
— А330 — не двухместный самолетик. Анализ метеообстановки показывает, что маршрут пролегал сквозь стену экваториального грозового фронта высотой до 17 километров. Облететь его было сложно. Возможно, пилоты и пробовали это сделать. Можно было добраться до Северной Африки и там дозаправиться. Думаю, рассматривался и вариант вернуться назад. В небе, насколько я помню, был один подходящий коридор. Обходить грозу поверху — русская рулетка, что показала катастрофа с питерским самолетом под Донецком. Это еще большой вопрос — получится или не получится. А лететь сквозь грозовой фронт и вовсе категорически запрещено, — перебирал варианты командир корабля Андрей Барышев.
Впрочем, Сергей Деменков не исключает, что пилоты А330, уверовав в современный, надежный самолет, все-таки попытались «проткнуть» грозовой фронт насквозь. Так было или иначе, но аэробус моментально исчез с экранов радаров даже без сигнала SOS.
— Поймите, всем нам, летчикам, больно. Жалко пассажиров, жалко экипаж… Это ведь удар и по нашей репутации тоже. А непонятность произошедшего только угнетает, — разводит руками пилот Андрей Барышев. — Что там было? Пожар? Возможно. Короткое замыкание после попадания молнии? И это не исключено. Разгерметизация? Вероятно. Но и злополучный человеческий фактор в аварии, скорее всего, тоже повинен.
Рассуждая о причинах катастрофы французского аэробуса, петербургские пилоты о собственных форс-мажорных ситуациях либо отмалчиваются, либо грустно шутят. Мол, о ЧП в небе надо говорить как о покойнике: либо хорошо, либо никак. Иначе сглазить можно.
— Бомбу мне не подкладывали, крылья не отваливались, ни разу не горел. А вот грозовые фронты обхожу регулярно, так что это уже не форс-мажор. Оборудование, правда, пару раз отказывало, но на том же Ту-154 все системы несколько раз дублируются, — вспоминает Андрей Барышев. — Сообщать пассажирам об истиной причине ЧП, я думаю, не стоит. Лучше ограничиться общими словами. Паникующий пассажир — это всегда плохо для безопасности.
Катерина Кузнецова
МК-справка
В России сейчас летают всего три аэробуса А330. Два из них принадлежат «Аэрофлоту». Они совершают рейсы «Москва — Токио» и «Москва — Владивосток». Какое-то время аэробус А330 летал между Санкт-Петербургом и Москвой. Но сейчас ни один такой самолет не приземляется в Пулково.
Кстати
Авиационные суеверия
Пилоты, как правило, очень суеверные люди. Так, перед полетом не принято фотографироваться рядом с самолетом. Нельзя обходить машину сзади. Пилоты никогда не произносят словосочетание «последний рейс», заменяя его на «крайний рейс». Плохая примета плевать и бросать окурки рядом с самолетом.
В Мой Мир |
|
Читайте также
По миру "плодятся" фальшивые продавцы Apple
Американский король спама сдался агентам ФБР
В Вологодской области будут судить чиновника по делу о томографах
Полицейские Невского района подвели итоги борьбы с незаконной игровой деятельностью
Следователи рассказали жуткие подробности убийства тульской семьи