Курс ЦБ:
$61.9515, € 68.6856
Сегодня:
Вторник
10 декабря 2024 г.

Новости

07.08 По миру "плодятся" фальшивые продавцы Apple

06.08 Американский король спама сдался агентам ФБР

05.08 В Вологодской области будут судить чиновника по делу о томографах

05.08 Полицейские Невского района подвели итоги борьбы с незаконной игровой деятельностью

04.08 Следователи рассказали жуткие подробности убийства тульской семьи

04.08 Прокурор Тульской области: Предполагаемый убийца тульской семьи - интеллигентный молодой человек

04.08 В квартире убитой семьи в Туле проведут следственный эксперимент

02.08 По-глобальному, Петербургу не хватает "человекообразия"

02.08 На дне Балтийского моря нашли НЛО - выглядит почти в точности как космический корабль из "Звездных войн" (фото, видео)

02.08 Смерть огня

02.08 Всевидящее око на дороге

02.08 Алексей Смирнов: «Группа “Кафе” всегда была коллективом, близким к панку»

01.08 Компьютерные игры, с элементами насилия, изъяли с прилавков норвежских магазинов

01.08 Жители округа "Петровский" сожалеют, что так и не увидели газету с объявлением о выборах Матвиенко

29.07 Смерть огня


Рекламный блок:

Новости

Школа паралимпийского резерва
03 марта 2011 г.

Школа паралимпийского резерва

02/03/2011

Эта петербургская школа не похожа на другие даже внешне. Удивляет целый автобусный парк перед зданием, вход без порогов, два больших лифта и пандус на верхние этажи. Возле каждого класса громоздится целый набор совсем не школьных вещей — ходунков, инвалидных колясок, костылей. У каждого приспособления есть свой маленький владелец — ведь это первая в России школа, где учатся дети-колясочники

Школа паралимпийского резерва

В ожидании чуда

На прошлой неделе школа «Динамика» отметила свое 20-летие — она открылась в 1991 году. Тогда школ для детей-колясочников еще не было нигде в России — таких ребят либо отдавали в интернаты, либо учили на дому. А в Питере попытались совместить то, что казалось невозможным: каждый день детей со всего города привозят в школу на автобусах, чтобы обучать общеобразовательным предметам. И чудеса случаются — дети, которых в первый класс родители приносили на руках, к выпускному уже могут сами держаться на ногах, некоторые учатся ходить с костылями, все сдают ЕГЭ и поступают в вузы. Но за этими «обычными» успехами стоят годы тяжелейшей ежедневной работы.

…В одном из физкультурных залов третьеклассники занимаются зарядкой. Всего четыре человека — двое сидят на матах, двое — в своих колясках. По команде учительницы школьники передают друг другу мячик. Простейшее для их здоровых сверстников упражнение дается ученикам с невероятным трудом. У каждого второго из них — гиперкинез, то есть чрезмерные непроизвольные движения мышц. Со стороны это выглядит как беспорядочные подергивания рук и всего тела. Так, у Ксюши, сидящей в специальном кресле, сконструированном на заказ, даже ноги пристегнуты, чтобы она не свалилась. Передать мячик своему однокласснику для нее — сложнейшая задача, пальцы не слушаются, руки, кажется, все делают назло — чем больше девочка концентрируется, пытаясь схватить мяч, тем больше лишних ненужных движений. К ней тут же подходит помощница воспитателя, берет за руку, помогает взять игрушку и передать ее соседу. Ксюша благодарно улыбается.

— Вы не представляете, сколько в этой девочке добра, — говорит заместитель директора по социальной работе Андрей Тупикин, работающий в «Динамике» уже 18 лет и получивший от своих воспитанников нежное прозвище «Михалыч». — Она улыбается всем знакомым и незнакомым. Да, у нее тяжелая форма заболевания, но у нас бывали разные случаи. Например, один мальчик в школу приехал на коляске. Передвигаться мог только ползком. А сейчас он уже юрист с красным дипломом, ходит даже без костылей.

«Увидела первоклассников и заплакала»

К сожалению, такие чудеса случаются редко, ведь ДЦП — болезнь неизлечимая и не всегда поддается коррекции. Это не всегда сознают родители, которые до последнего надеются, что их ребенок в какой-то момент станет «нормальным», но понимают учителя: их задача — научить детей жить с их недугом и быть полноценной личностью. Директор школы Сания Эльмаровна Поршнева, работающая в школе с самого ее основания, говорит, что первая встреча с детьми была для нее шоком.

— Я до этого работала в Норвегии, директором школы при посольстве, — рассказывает она. — Помню свое удивление, когда увидела множество детей на колясках, участвовавших в параде перед дворцом короля. Я тогда еще подумала: «Надо же, сколько в Норвегии больных детей, у нас в России столько нет!» И через некоторое время мне предложили работу директором в новой школе — с такими вот детьми. Я согласилась, хотя могла остаться в Норвегии еще на год. Когда я по приезде зашла в министерство, то начальница сказала: «Всем встать — сумасшедшая пришла!» — они не могли понять, как я захотела добровольно уехать из капстраны. Я согласилась стать директором, даже не представляя толком, как будут выглядеть эти дети. И вот, первое сентября (тогда мы еще жили в полуподвальном помещении, где располагалась школа). Спортзал. Пришли учителя, родители. Я вышла на сцену, чтобы сказать торжественную речь. И тут в зал стали заходить первоклассники. Меня буквально пронзило, когда я увидела девочку, перекинувшую через порог страшные советские деревянные костыли — всю в кудряшках, с улыбкой от уха до уха. Я зарыдала. Это был единственный раз, когда я плакала перед учениками. Я поняла: нельзя пестовать в себе жалость, надо относиться к моим ученикам как к обычным детям — иначе просто не справиться.

Несмотря на свой недуг, дети есть дети — они любят и хулиганить, и шалить. Например, делать то, что им строго запрещается — кататься на колясках на скорости по пандусу во время переменок.

— Но при этом дети понимают, что они все очень травматичны, — объясняет Сания Эльмаровна. — Ведь, предположим, один ребенок гонит на коляске, а другой в это время идет с ходунками, еле удерживая равновесие — если наехать на него, будет катастрофа. Меня радует, что наши дети заботливо относятся друг к другу — если кто-то в состоянии ходить сам, то он поможет своему товарищу и донесет до класса его портфель. Дети — не ангелы, мальчишки-подростки и подраться могут. Стычки в основном из-за девочек — в старших классах образуются парочки, они очень трепетно относятся к сплетням окружающих.

Стучат губами по клавиатуре

В каждой школе есть свои знаменитости. В «Динамике» их много. Например, выпускник Алексей Маслов. У мальчика вообще не функционировали руки. Но он научился печатать на компьютере… губами. А рисовать — ногой. Да так рисовать, что за изображение храма выиграл международный конкурс. Правда, за призом выйти на сцену не успел — пока он с трудом шел со своего места, организаторы поспешили ему навстречу, чем его обидели — почему все красуются на сцене, а ему не дали?

— Сейчас Лешка женился, у него все хорошо, — говорит Андрей Тупикин. — Хотя не хотел уходить из школы, плакал у меня на плече.

Еще один герой — Максим Седаков. В школе он — учитель лечебной физкультуры, бывший ученик. Вне школы — обладатель кубка мира по танцам на инвалидной коляске. Единственный в России он умеет танцевать брейк-данс и делать стойку на голове (не «вставая» с коляски).

— Дети иногда пытаются мне подражать, им тоже хочется получать медали, — говорит он. — Я с одним своим учеником даже уже тренировал стойку на голове (правда, я пока придерживаю его за коляску, иначе она его придавит). Только лучше бы дирекции школы об этом не знать… (Смеется.)

Темноволосая девочка из 9-го класса очень неохотно общается с незнакомыми — она скромна и стесняется. Хотя ее называют школьной звездой — Полина Шакирова выиграла первенство России по игре в большой теннис на колясках, успевает танцевать в ансамбле, рисовать и играть в футбол.

— Кстати, в футбол у нас играют абсолютно все, — рассказывает Андрей Тупикин. — И на колясках, и на ходунках, и с костылями. Одна мама примотала к себе «тяжелого» ребенка эластичными бинтами и бегает с ним вместе. У нас есть команды, в которых ученики всех возрастов и учителя играют вместе. Поверьте, наш школьный чемпионат куда интересней, чем чемпионат России!

…В школе за 20 лет появился свой ритуал: во время получения аттестатов выпускник сам подходит к директору. Пусть ему нужно несколько минут, чтобы пройти пару шагов — все терпеливо ждут, когда он сделает эти шаги и распишется в ведомости. К сожалению, в реальной жизни выпускники школы нечасто видят такое долготерпение окружающих.

— Все, кто хочет, поступают в вузы, — говорит директор школы. — Но что их ждет потом? Я проанализировала судьбы наших выпускников с 1995 по 2010 годы. Не считая тех, кто только вышел из школы и студентов, их 31 человек. Из них трудоустроены 17. Цифра вроде неплохая, но только 11 работают по специальности. Причем четверо — у меня в школе — учителями, программистами. Еще четверых устроили на работу родители. И только трое — ребята с легкой, почти незаметной формой заболевания — пошли по жизни сами. Наше общество просто не хочет протягивать руку инвалидам. А ведь это умные, талантливые ребята, несмотря на свой физический недуг. Что им делать и чем им жить?

Любовь Румянцева

Фото Замира Усманова


 
В Контакте
0
   

» к списку


 

Читайте также


© www.jetway.ru 2003-2008. При использовании материалов гиперссылка на www.jetway.ru обязательна. E-mail: info/Ф/kotlin.ru, Карта сайта